ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».
ПРОЕКТ 25-01-2013
Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов
Телефон: +7 495 621-02-35, E-mail: info@fskn.gov.ru, www.fskn.gov.ru
1. Общие положения Государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Государственная межведомственная программа) представляет собой документ стратегического планирования, подготовленный во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № Пр-3132.
Применительно к целям и задачам настоящей Государственной межведомственной программы под комплексной реабилитацией и ресоциализацией потребителей наркотических средств и психотропных веществ (далее – комплексная реабилитация и ресоциализация) понимается система медицинских, социальных, психологических, педагогических и трудовых мероприятий, реализуемых организациями всех форм собственности, направленных на восстановление здоровья, полноценную реинтеграцию участников реабилитационных программ в общество.
Государственная межведомственная программа развивает, уточняет и конкретизирует Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерациии от 9 июня 2010 г. № 690, в части, касающейся реабилитации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркопотребители).
Необходимость разработки и принятия данной Государственной межведомственной программы, еѐ характер связаны со складывающейся динамикой наркоситуации в Российской Федерации, которая остается тяжелой и характеризуется сохранением масштабов распространенности незаконного потребления наркотических средств несмотря на прекращение роста и тенденцию к снижению заболеваемости наркоманией.
По данным проведенного в 2011 году мониторинга наркоситуации в Российской Федерации число наркопотребителей оценивается в 8,5 млн. человек.
В связи с этим актуальной становится активная государственная политика, направленная на снижение спроса на наркотики, ключевым компонентом которой является создание Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (далее – Национальная система), позволяющей целенаправленно и системно осуществлять полноценный возврат в социум граждан, отказавшихся от потребления наркотиков и от участия в их незаконном обороте.
В Российской Федерации, несмотря на доступность амбулаторных и стационарных форм наркологической помощи, эффективность общегосударственных усилий в освобождении от зависимости остается низкой. Только 2% наркозависимых снимаются с наркологического учета в связи с выздоровлением (стойкой длительной ремиссией), большинство 4 больных наркоманией возвращаются к наркопотреблению, вновь становятся участниками незаконного оборота наркотических средств.
Низкие результаты этой деятельности связаны, прежде всего, с неразвитостью системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. В 2011 году в стране действовало только 3 государственных медицинских реабилитационных центра – самостоятельных учреждений, в которых было развѐрнуто 190 коек. Кроме того, на базе специализированных учреждений (наркологических и психиатрических) развернуто 9 реабилитационных отделений, имеющих статус реабилитационных центров, и 78 реабилитационных отделений для наркологических больных. Суммарный коечный фонд этих подразделений в 2011 году составил всего 1730 коек.
Министерством образования и науки Российской Федерации были приняты меры по созданию сети центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. К 2009 году в соответствии с мониторингом, проведенным МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», в системе образования функционировало 34 реабилитационных центра. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью реабилитационных центров – компетенция субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России направило соответствующее письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 6 апреля 2009 г. № АФ-157/06) об эффективности использования реабилитационных центров для усиления антинаркотической профилактической работы среди обучающихся, а также предотвращения необоснованной ликвидации или реорганизации указанных центров.
К сожалению, можно отметить, что к настоящему времени полноценно функционируют только 5 центров. Остальные были перепрофилированы или проводят исключительно профилактические мероприятия. Вместе с тем, в настоящее время в Российской Федерации действует порядка 500 центров немедицинской социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, созданных некоммерческими неправительственными организациями, действующих без должного контроля и поддержки со стороны государства, в которых ежегодно проходят реабилитацию до 20 тысяч человек указанной категории. Остаются нерешенными вопросы ресоциализации и трудовой реинтеграции лиц, завершивших участие в реабилитационных программах. Таким образом, проблема комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей может быть решена только программно- целевым методом.
С полным текстом программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» Вы можете ознакомиться здесь или
1. На сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
2. На сайте Государственного антинаркотического комитета.
Обсуждение проекта программы
«Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»
Представленная ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» на наш взгляд, в достаточной мере отражает давно назревшую потребность в комплексном подходе к решению проблем, связанных с химической зависимостью.
Кроме этого, как мы увидели из материалов Программы, делается попытка консолидации сил, ресурсов и усилий как государственных органов и структур, так и коммерческих и некоммерческих организаций, т.е. задействование ресурсов всех трех социально-экономических секторов России. В этом видится огромный прорыв в психологии мышления и восприятия современного общества государственными органами управления.
В то же время, как нам видится, в предложенной Программе недостаточно внимания уделяется некоторым ключевым, на наш взгляд, аспектам:
1. Решение кадровых проблем.
Не секрет, что в настоящее время ВУЗы не готовят специалистов (психологов, социальных работников) должного уровня для работы с наркоманами. Система подготовки таких специалистов резко отличается от общепринятых мировых систем. Так, например, на психологические факультеты институтов идут молодые люди, которые сами имеют психологические (а иногда – увы – и психиатрические) проблемы, в надежде, что во время обучения они смогут решить свои проблемы. Этого, конечно, не происходит. Вместо этого развивается мощная система отрицания собственных проблем. В дальнейшем такой «специалист» будет компенсироваться на своих пациентах, но не помогать им. Не умея решать свои собственные проблемы, невозможно помогать решать проблемы других. Перестройка же ВУЗовских программ и методик займет очень большое количество времени (да и денег). Поэтому, на наш взгляд, было бы перспективным создание:
А. - сети Центров по подготовке (переподготовке) специалистов в области наркомании, с учетом их индивидуальных способностей и личностного потенциала.
Б. - Для более эффективного использования потенциала выздоравливающих наркоманов как в проведении различного рода интервенций кризиса, в лечении (стационарных и амбулаторных центрах), социальной и психологической адаптации, так и в профилактических мероприятиях, на наш взгляд, целесообразно организовать Школу консультантов. (В большинстве западных центров их доля в терапевтических командах колеблется от 60 до 90%).
В. – Особенно сложно работать с семьями наркоманов (гораздо легче помочь наркоману расстаться с наркотиками, чем семье выйти из со-зависимых отношений). Сильных, грамотных специалистов в этой области в России – единицы. Неоценимую помощь в решении этой группы проблем могли бы оказать Семейные центры по подготовке специалистов в области со-зависимости. Слушателями этих центров могли бы стать психологи, социальные работники, а так же некоторые члены семей наркоманов.
Г. – Важнейшую роль в выздоровлении играет духовный аспект химической зависимости. Как бы ни был высок профессиональный уровень терапевтической команды, результат их деятельности будет низким, если только не уделяется достаточного внимания духовности (как самой команды, так и Программы выздоровления). Здесь, на наш взгляд, необходима консолидация духовного опыта всех религиозных конфессий и усилий Центров духовно-творческого развития личности. (В этой области контроль со стороны государственных структур просто необходим, дабы не происходила подмена духовных принципов религиозным фанатизмом). И последнее – для более успешной работы, полного взаимопонимания и единства всех лечебных, реабилитационных и адаптационных (и профилактических) Центров и Программ необходима выработка и принятие единой концепции заболевания (а отсюда, и единой концепции выздоровления или лечения).
2. Вопросы профилактики (в первую очередь – вторичной).
Без действенной системы профилактики (в первую очередь – вторичной) невозможно радикально изменить положение вещей в области наркомании. Как бы ни была успешна работа предлагаемой Программы, её эффективность будет мало заметна, так-как прирост количества наркозависимых (из числа «новеньких») будет опережать количество наркоманов в ремиссии. С другой стороны, развитие профилактических Программ и Центров может значительно снизить приток «новеньких» наркоманов, а количество действующих будет уменьшаться за счет лечебных Программ и естественной убыли (смертности).
3. Условием входа в программу выздоровления для любого наркомана является следующее:
А. Признание заболевания.
Б. Вера в выздоровление.
В. Желание выздоравливать.
Г. Умение выздоравливать.
Если первые три условия выполняются в результате либо первичной терапевтической встречи (краткая врачебная интервенция кризиса), либо в результате расширенной интервенции (подготавливается – от 3-х до 9-ти месяцев, и проводится интервенционистом), либо, что очень редко происходит, наркоман приходит сам, то последнее – это результат работы лечебной команды. В состав лечебной команды входят врачи, психологи, социальные работники, консультанты, члены семьи наркомана, работодатель, друзья, участковый, и т.д., и конечно, сам наркоман.
В процессе работы в лечебно-реабилитационной Программе наркоман получает начальные знания, навыки, умения и практический опыт решения своих внутренних противоречий, внешних конфликтов, принятия себя и других такими, какие они есть, самопознания и самораскрытия, межличностного общения и духовного роста, что даёт ему возможность жить, расти и развиваться без наркотиков. В каком-то смысле, наркоман, прошедший курс и находящийся в Программе личного выздоровления, является элитой нашего сообщества. Он принципиально честен и открыт, он без жалости к себе, вины или обиды принял своё поражение, он готов возместить всем, где это только возможно причиненный ущерб. И он, на наш взгляд, не нуждается в «создании для него условий к профессиональной подготовке и квалифицированному труду, возможность трудоустройства указанной категории граждан и оказания им психологической помощи». Оказание такой помощи может только оказать на него развращающее воздействие, потерю вкуса собственной победы, лишить энергии роста и развития, а в результате, может спровоцировать и срыв. Это же относится и к семьям наркоманов. Они слишком манипулятивны и готовы (и будут к этому стремиться) переложить ответственность за собственные жизни и судьбы на плечи других (и при этом будут вечно недовольны). А вот помочь семьям взять ответственность за происходящее на себя – это задача Семейных Программ и Центров.
С Уважением Генеральный директор АНКО «Центр по проблемам химической зависимости ГАРМОНИЯ»
Холькин Юрий Юрьевич.
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта государственной межведомственной программы Российской Федерации "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
На нашей странице в Facebook
Направить свои замечания, пожелания и предложения по проекту программы на страницу ФСКН